КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ МДРГО РК

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ!

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ МДРГО РК

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ МӘДЕНИЕТ ЖӘНЕ СПОРТ МИНИСТРЛІГІ ДІН ІСТЕРІ КОМИТЕТІНІҢ
«ДІН МӘСЕЛЕЛЕРІ ЖӨНІНДЕГІ ҒЫЛЫМИ-ЗЕРТТЕУ ЖӘНЕ ТАЛДАУ ОРТАЛЫҒЫ» РММ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕЛИГИОЗНОЙ АТРИБУТИКИ В ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ

1. Недавно утвержденные Министерством образования и науки Республики Казахстан требования к школьной форме вызвали определенный резонанс в общественном мнении. Чем была вызвана такая необходимость?

В течение последних нескольких лет с началом нового учебного года учреждения среднего образования сталкиваются с проблемой ношения учащимися религиозной атрибутики (хиджабов и др.).
Следует отметить, что рекомендация о соблюдении единой школьной формы существовала и ранее.
В Уставах школ республики было прописано о недопущении ношения одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной религии. Как правило, так или иначе это требование в школах соблюдалось. Для этих целей проводилась постоянная разъяснительная работа с родителями и самими учащимися.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединений» никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.
Согласно вышеуказанному Закону система образования и воспитания в Республике Казахстан отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер (за исключением духовных (религиозных) организаций образования). Это означает, что прямая или косвенная пропаганда той или иной религии в светских школах недопустима.
Законом РК «Об образовании» определено, что родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования.
В целях четкого определения данных правил Министерство образования и науки объединило и систематизировало их в один документ. Так, разработаны «Требования к обязательной школьной форме в средних учебных заведениях», утвержденные приказом Министра образования и науки РК от 14 января 2016 года №26.
Согласно данному приказу включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается.
Следует отметить, что данные требования направлены на обеспечение единства подходов организаций среднего образования и повышение ответственности в соблюдении светского характера обучения, исключающей разделение учащихся по национальному, религиозному, социальному или иному признаку.

2. Некоторые граждане расценивают запрет на ношение хиджаба в школе как противоречие Конституции РК. Насколько это обоснованно?
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Конституция определяет основные правовые принципы. А указанные в ней гражданские права и обязанности перед государством определяют отраслевые законы. Отношения, связанные с указанными правами и обязанностями, или их ограничивающие, также рассматриваются в этих отраслевых законах. Все законы, нормативные правовые акты Республики Казахстан, в том числе Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», а также «Требования к обязательной школьной форме в средних учебных заведениях» принимались в соответствии с положениями Конституции, а также с учетом норм международного права и мнений ведущих экспертов в религиозной сфере. Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Конституции, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и убеждений. Согласно пункту 1 статьи 30 Конституции, всем гражданам страны на равных правах гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Требование о соблюдении установленной формы одежды соответствует светскому, отвечающему равноправию, принципу государственного устройства страны. Эти нормы законодательства являются общими для представителей всех конфессий и этносов, не ограничивают права учащихся на свободу религиозного воззрения. В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» государством гарантировано невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении, только за пределами организаций образования. Законодательством республики принудительные меры по привлечению детей к религии запрещены. Согласно действующему законодательству вопрос о введении школьной формы относится к компетенции образовательного учреждения. Порядок регулирования отношений с обучающимися и их родителями, в том числе касательно школьной формы, регламентируется Уставом и Правилами внутреннего распорядка организации образования. Законом РК «Об образовании» определено, что родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные Уставом организации образования, а обучающиеся соблюдать форму одежды, установленную в учебном заведении. Одновременно, ограничение на ношение религиозной одежды в организациях образования не направлена на ущемление права обучающихся на свободу вероисповедания, она в равной мере распространяется на всех участников образовательного процесса без исключения и вне зависимости от вероисповедания. Принятие регулирующих деятельность государственных органов и организаций мер не ограничивает право граждан исповедовать или не исповедовать религию. Светское устройство государства защищает интересы и права всех граждан страны, независимо от религиозных или иных социально-культурных различий.
3. Некоторые люди, руководствуясь нормой Требования, которая гласит, что «школьную форму определяют местные учебные заведения», считают, что руководство местных школ вправе разрешить ношение хиджаба. Насколько это верно?

Согласно пункту 19 Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования выбор цвета, фасона школьной формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и общественным советом, утверждается протоколом общешкольного родительского собрания. Также в пункте 20 отмечено, что введение изменений в школьную форму принимается по согласованию с общественным советом.
Однако, согласно пункту 9 указанных требований, школьная форма для девочек включает: пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу (зимний период: трикотажный жилет, сарафан, водолазку). Брюки для девочек свободного кроя, и по длине закрывают щиколотки ног.
Как видно, в данном пункте в качестве элемента формы отсутствует платок (хиджаб), независимо от того, является ли он светским, традиционным национальным или религиозным.
В этой связи, неправильно растолковывать указанные пункты, как возможность разрешения руководством местных школ или общественного совета на ношение хиджаба. В данном случае, общественный совет, а также коллектив учебного заведения может принимать решения лишь в установленных Требованиями пределах.
Кроме того, не стоит упускать из внимания пункт 13 Требований, в котором четко обозначено, что включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается. Это означает категоричный запрет на ношение хиджаба в школе.

4. В период наступления учебного года некоторые родители поднимают вопрос ношения хиджаба ученицами общеобразовательных школ. Какими установками можно руководствоваться в информационно-разъяснительной работе с родителями?
В целях разрешения возникших споров и дискуссий вокруг данного вопроса Комитетом по делам религий Министерства культуры и спорта РК разработаны позиционные материалы с разъяснением норм законодательства, которые направлены в акиматы областей, гг. Астана и Алматы для проведения информационно-разъяснительной работы с родителями учащихся по вопросу ношения школьной формы. Также необходимо отметить, что обращения и жалобы со стороны верующих поступают и в адрес Духовного управления мусульман Казахстана и его филиалов в регионах. В этой связи, Духовным управлением подготовлена позиция о ношении школьной формы в учреждениях образования. В своей официальной позиции духовенство рекомендует девушкам и женщинам страны одеваться сдержанно, соблюдая обычаи и традиции казахского народа, не используя при этом одежду черного цвета. Призывает родителей учащихся проявить спокойствие по отношению возникающих общественных разногласий и соблюдать нормы Уставов образовательных школ, с уважением относиться к требованиям законодательства собственной страны. По возможности советуют родителям находить компромисс с руководителями школ и обратить особое внимание на получение девочками полноценного светского образования.
5. Считается ли хиджаб прямым проявлением мусульманства? Почему некоторые личности пытаются рассматривать данный вопрос в таком значении?

Необходимо отметить, что суннизм ханафитского мазхаба является одной из самых умеренных из существующих мазхабов ислама, приверженцами которого являются казахстанские мусульмане, и не требующих от женщины закрывать свое лицо.
Согласно его принципам одежда, как женская так и мужская, должна быть скромной, подчеркивающей их благочестивость и добродеятельность.
По мнению экспертов одежда в исламе является второстепенным показателем, поскольку вера не материальный предмет и не измеряется только ношением или снятием платка.
К сожалению, некоторые люди все более акцентируют внимание на внешние признаки религиозной принадлежности, чем на внутренние. При этом для подтверждения своих религиозных воззрений приводят неполные отрывки из священных книг. Что, в свою очередь, вводит в заблуждение граждан, только вступивших на путь ислама.
В частности, они по интересующим их вопросам не обращаются к традиционному духовенству, а целиком опираются на информацию, полученную из недостоверных источников. В результате это приводит к неправильной интерпретации некоторых канонов ислама, хотя предписанное на самом деле более лояльно.
Вероучение ислама не принуждает верующих идти на крайности. Оно не учит слепому следованию идеалам, а требует благоразумного подхода к вере. Человек в исламе имеет право осознанно определить свое отношение к религии, в т.ч. к внешним ее атрибутам.

6. Как влияет ношение хиджаба школьницами на одноклассников, на них самих?
Учащиеся школ, выбирая светскую систему образования, делают и мировоззренческий выбор, который проявляется в отношении к учебе, к государству, к культуре и традициям народа. Неизбежно это влияет и на то, как одеты ученики, какой образ жизни они ведут. Цель нашей системы образования – это не только учеба, но и создание условий для полноценной реализации всех запросов личности, приобщение их к искусству, спорту, интеллектуальное развитие. Практика показывает, что многие девушки-школьницы, надевшие хиджаб, не участвуют в общественной жизни, а учебу считают лишь второстепенным делом. Понятно, что психологически дети в религии находятся не совсем осознанно. Чаще всего ими движет стремление подражать идеалу, как правило, это родители, либо часть молодежи подвержена модным трендам. Определенная группа молодежи может позиционировать себя религиозным человеком из стремления показать себя особенным, не похожим на других, делается так называемый «вызов большинству». Таким образом, выбирая хиджаб, многие молодые девушки, даже не осознавая того, встают на путь самоизоляции, отказа от многих сторон обычной жизни молодежи. Необходимо понимать, что речь идет не о выборе между верой и неверием, на самом деле речь идет о полноценной реализации своего права на образование и развитие или самоизоляции, уходе от общества и противопоставлении себя школьному или студенческому коллективу. Однозначно, что религиозные убеждения не должны быть препятствием на пути учебы и развития личности, а хиджаб не должен быть инструментом самоизоляции. Как и всякая проблема, затрагивающая религиозные чувства верующих, вопрос ношения хиджаба в РК требует к себе деликатного и вдумчивого отношения как со стороны родителей и учителей, так и со стороны самих верующих. Казахстан является светским и правовым государством. Созданы все условия для свободы вероисповедания. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право придерживаться своей веры. Использование данного права подразумевает его использование в соответствии с многоконфессиональностью республики. В то же время, помимо прав, каждый гражданин имеет обязанности, в числе которых самым главным является соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан.